Видеогалерея

YouTubeR Ошибка: SSL certificate problem: certificate has expired

АРХИВ ИНТЕРВЬЮ

Soldatov large1

«Накопленный опыт позволяет нам осуществлять все поставки в срок»

Сергей Солдатов,

Начальник Отдела поставок Частного учреждения «ИТЭР-Центр»

Сергей Викторович, спасибо, что согласились ответить на наши вопросы. Подскажите, что входит в компетенцию Отдела поставок, который Вы возглавляете?

Отдел поставок существует в структуре российского Агентства ИТЭР с 2010 года. Как следует из самого названия, функция нашего подразделения состоит в том, чтобы обеспечивать и сопровождать перевозку российского оборудования в рамках совместной реализации проекта ИТЭР. Как нам всем хорошо известно, основной вклад в проект стороны вносят именно готовым оборудованием – системами и элементами будущей установки. Но проект колоссальный, в том числе и с географической точки зрения. На нашем отделе лежит задача по обеспечению транспортировки всего оборудования, входящего в сферу ответственности России в проекте. Это и логистические задачи, и таможенное сопровождение, и контроль за соблюдением договорных условий. При этом с учётом специфики проекта и, соответственно, оборудования, работа эта зачастую сопряжена с целым рядом технических трудностей, которые приходится решать по мере поступления. Размеры, вес, хрупкость поставляемых грузов, а также множество других факторов – всё это, разумеется, существенно влияет на нашу работу.
Ежегодно российское Агентство ИТЭР объявляет тендер на предоставление транспортных услуг среди компаний-перевозчиков. Разумеется, мы работаем только с надёжными фирмами, которые уже зарекомендовали себя на рынке. Но это те, кто непосредственно, физически осуществляет перевозку. А наш отдел обеспечивает полную координацию процесса.

Что изменилось в работе Отдела с течением времени?

Наша первая поставка состоялась ещё в 2012 году – мы отправляли наши первые длины сверхпроводника тороидального поля во Францию, а сверхпроводящий кабель полоидального поля – нашим коллегам в Италию для дальнейших технологических процессов. С тех пор поставки нашего оборудования стали происходить на регулярной основе, в соответствии с текущими нуждами проекта. Сколько поставок было уже нами сделано к настоящему моменту, так сразу и не сосчитать – счёт идёт на десятки. Это самое разнообразное оборудование, различные системы: сверхпроводники (все наши обязательства по их поставкам мы уже выполнили), коммутирующая аппаратура, патрубки вакуумной камеры реактора и многие другие.
Сейчас проект ИТЭР вошёл в свою активную фазу, началась полномасштабная сборка реактора и его систем, установка и наладка оборудования, поступающего от всех участников проекта. Соответственно, и наших поставок стало значительно больше. Чтобы справляться с поставленной задачей, мы расширили наш кадровый состав, нас стало больше. Главное – что у нас есть отлаженная за все прошедшие годы система, которая позволяет нам выполнять задачи любой сложности.

Какие трудности стоят сейчас перед Отделом поставок? Как удаётся их решать?

Если говорить о трудностях или, правильнее сказать, специфике нашей работы, то здесь надо выделить несколько моментов.
Во-первых, как я уже отмечал, компоненты, которые мы поставляем за рубеж, весьма разнообразны. От огромных металлических конструкций до компактных, но при этом крайне технологичных устройств. Поскольку поставочная деятельность стала очень активной, нам приходится фактически каждый день вырабатывать конкретные решения под конкретные задачи. Не выполнить их мы не можем – подведём и Агентство, и зарубежных коллег. Поэтому и возникает трудность: выбрать правильное транспортное решение для каждой отдельно взятой поставки.
Хотел бы особо отменить, что, поскольку ИТЭР – это ядерная установка, многие компоненты, которые мы поставляем за рубеж, относятся к классу PIC (Protection Important Components – оборудование, важное для ядерной безопасности). Соответственно, к их транспортировке и хранению предъявляются намного более строгие требования, и мы вынуждены это учитывать в нашей работе. В частности, приходится много работать с транспортными компаниями, которые выигрывают тендер, чтобы донести до них все эти строгие требования.
Большое количество усилий занимает и документальное оформление каждой поставки, процесс согласований, сопровождения. Но, повторюсь, у нас уже есть богатый опыт, который позволяет нам преодолевать все трудности, осуществляя все поставки в срок.

Интересно ли решать стоящие перед Отделом задачи?

Конечно, интересно! Ещё раз отмечу: все стоящие перед нами задачи уникальны, как уникален и весь проект. Может быть, работа нашего отдела и не заметна внешне, но она сопряжена с решением огромного количества разнообразных задач, выработкой оригинальных решений. В своём роде это творческий процесс, и мы готовы продолжать заниматься таким творчеством.

В чём специфика международного сотрудничества по поставкам оборудования?

Всё дело в том, что все поставки оборудования в рамках проекта ИТЭР предельно тесно взаимосвязаны. Иными словами, от успеха или неуспеха нашей отдельной поставки зависит работа наших зарубежных коллег, а в конечном итоге – реализация проекта в целом. И так во всём проекте: всё максимально взаимосвязано и взаимозависимо. Разумеется, мы находимся в постоянном сотрудничестве с другими Агентствами ИТЭР, с Международной организацией ИТЭР, с нашими зарубежными партнёрами. Происходит постоянная «сверка часов» для соблюдения графика поставок.
Не могу не отметить, что, благодаря особому статусу проекта, отправки оборудования не прекращаются даже в самых тяжёлых условиях. Приведу пример. Прошлой весной во Францию из Санкт-Петербурга были доставлены 10 трейлеров с электротехническим оборудованием для установки ИТЭР. Это одна из самых важных и объёмных российских систем, ответственность за которые мы несём перед Международной организацией ИТЭР. И своевременная поставка этого оборудования крайне необходима для выполняемых сегодня работ по сборке реактора. При этом поставка осуществлялась в разгар пандемии коронавируса, когда границы европейских государств были закрыты для перемещения транспорта. Несмотря на это, машины со столь ценным для реализации проекта грузом успешно добрались до пункта назначения во Франции.

Какие российские поставки запланированы на ближайшее время?

Этот год обещает быть богатым на поставки. Продолжится отправка электротехнического оборудования из Санкт-Петербурга. Очередные верхние патрубки вакуумной камеры ИТЭР отправятся во Францию. Помимо этого, мы продолжим отправлять пьедесталы электрических соединителей модулей бланкета из Москвы, а также должны отправить первые гиротронные комплексы из Нижнего Новгорода.
Как видите, планы на текущий год весьма обширные, и мы активно готовимся к их выполнению.

Что ИТЭР значит для Вас лично?

Лично для меня проект ИТЭР – это, как говорится, большое испытание на прочность. Это тот проект, который позволил испытать свои силы, набраться уникального опыта, повысить профессиональный уровень. Для меня проект ИТЭР значит очень много, это огромная часть моей профессиональной жизни. И я искренне надеюсь, что мой личный вклад в ИТЭР пойдёт на пользу всему проекту. Большая честь быть его частью.

От себя: Сейчас проект ИТЭР вошёл в свою решающую стадию. Лет 10 назад, когда на месте сооружения установки бульдозеры только выравнивали строительную площадку и на ней не было ни единого строения, казалось, что всё это очень далеко, в далёком будущем. Но сейчас будущее уже наступило, и совсем скоро на реакторе будет получена первая плазма. Остался последний рывок, и я желаю всем нам решимости и твёрдой веры в свои силы, чтобы довести до конца наше общее великое дело.